Запомните: что нельзя делать после замены колодок - это ключ к безопасному вождению.
После того как вы заменили тормозные колодки это изнашиваемый элемент, отвечающий за преобразование давления в трение, обеспечивая замедление автомобиля, многие водители считают, что можно сразу броситься в путь. На деле несколько ошибок могут сразу снизить эффективность новых колодок и поставить под угрозу безопасность.
Типичные ошибки сразу после замены
- Не приработать колодки. Новые детали нуждаются в небольшом «отжиге» - нескольких мягких торможениях, чтобы материал принял форму ротора.
- Сразу держать педаль на полусжатой позиции. Постоянное торможение без разгона перегревает тормозную систему и ускоряет износ.
- Игнорировать проверку тормозной жидкости. Если уровень жидкости снижен, новые колодки будут работать с воздушными пробками.
- Резко разгоняться до высокой скорости. При первой поездке рекомендуется не превышать 80км/ч, иначе тормозные компоненты не успевают «пристроиться».
- Неправильный затягк болтов. Слишком слабый крутящий момент приводит к люфту, а слишком сильный - к деформации тормозного диска крутящая металлическая поверхность, на которую прижимаются колодки.
Почему нужна приработka (отпуск)
Новые тормозные колодки изготавливаются из полупрозрачного композита. При первом контакте с горячим тормозным диском материал слегка плавится, заполняя микроскопические неровности. Этот процесс называется приработкой. Если пропустить его, поверхность колодки будет «скользкой», а тормозной путь увеличится на 10‑15%.
Как правильно протестировать новую тормозную систему
- Найдите безопасное место - пустую парковку или мало загруженную дорогу.
- Сделайте 5‑10 лёгких замедлений, снижая скорость от 50км/ч до 30км/ч.
- Постепенно увеличивайте силу на педаль, пока не почувствуете, что тормоз реагирует плавно и без рывков.
- Проверьте отсутствие вибраций в педали и руля - они могут указывать на неправильный диаметр тормозного диска или скос штанги.
- После 200км езды снова выполните комплекс лёгких торможений, чтобы убедиться, что поверхность полностью приработалась.

Что нельзя делать в первые 200км
- Не берите резких поворотов с полной скоростью - перегрузка может вызвать перегрев и «запальщицу».
- Не используйте антиблокировочную систему (ABS) в режиме «полного торможения» без предварительной проверки - некоторые модели требуют более длительного времени для калибровки.
- Не допускайте крутящего момента болтов механика специалиста, который проводит установку и фиксирует требуемые параметры затяга меньше рекомендованного в сервисной книжке.
Таблица «Можно / Нельзя» после замены тормозных колодок
Можно | Нельзя |
---|---|
Лёгкие торможения (10‑20км/ч) | Резкое торможение с полной педалью |
Контроль уровня тормозной жидкости жидкость, передающая давление от педали к колодкам | Игнорировать проверку уровня жидкости |
Постепенное увеличение скорости до 100км/ч | Разгон до 130км/ч без предварительного прогрева |
Проверка наличия вибраций в руле | Скользящая педаль без ощущений «подъёма» |
Обратиться к механику квалифицированному специалисту для окончательной проверки при любом подозрении | Самостоятельный разбор узла без нужных инструментов |
Контрольный чек‑лист после замены
- Уровень тормозной жидкости - не ниже отметки MIN.
- Крутящий момент болтов тормозного диска задан в сервисной книжке автомобиля - проверен.
- Отсутствие посторонних шумов при торможении.
- Педаль свободно возвращается в исходное положение.
- После 100км - повторная проверка износа и зазоров.

Часто задаваемые вопросы
Frequently Asked Questions
Сколько километров нужно проехать, чтобы новые колодки полностью приработались?
Оптимальный диапазон - 150‑250км при условии регулярных мягких торможений. За этот период материал полностью «заполняет» микрорельеф диска.
Можно ли сразу ехать на трассу после замены?
Лучше сначала покататься по городским улицам, выполнить приработку, а уже потом брать трассу. При резком ускорении на высокой скорости новые колодки могут потерять эффективность.
Почему иногда слышен скрип сразу после установки?
Скрип может быть следствием небольшой зазубренности на тормозном диске или неправильного положения колодок. После нескольких торможений скрип обычно исчезает.
Нужно ли менять тормозную жидкость одновременно с колодками?
Не обязательно, но рекомендуется проверить её состояние. Если жидкость была заменена более 2 лет назад или имеет признаки потемнения, лучше выполнить замену сразу.
Что делать, если после замены тормозов тормозной путь увеличился?
Сначала проверьте давление в педали - возможен воздушный пузырь в системе. Далее проверьте зазоры и состояние тормозных колодок. При отсутствии видимых проблем рекомендуется обратиться к механику для диагностики.
Итоги: как сохранить эффективность новых колодок
Самое главное - не спешить. После замены тормозных колодок дайте им время «пристроиться», контролируйте уровень тормозной жидкости, проверяйте затяг болтов и не превышайте 200км без предварительных мягких торможений. Следуя этим простым правилам, вы сохраняете надежность тормозной системы и повышаете безопасность на дороге.